Рынок гостиниц и апарт-отелей постепенно выходит из кризиса

Коронавирус повлиял на туристические потоки, а соответственно – и на гостиничный бизнес. Как обстоят дела на этом рынке после отмены основных ограничений? Остаются ли апартаменты привлекательным объектом инвестиций? Своим видением текущей ситуации на рынке апарт-отелей Петербурга делится Карина Шальнова, генеральный директор RBI PM (входит в Группу RBI).

Ситуация на рынке остаётся сложной, но заполняемость апарт-отелей и классических гостиниц постепенно растёт, причём у первых восстановление после кризиса идёт гораздо более высокими темпами. В мае 2020 г. загрузка первого пилотного проекта RBI PM достигла 38%, в то время как классические гостиницы в Петербурге были заполнены всего лишь на 2-7%. В июне спрос также продолжил расти, а за минувший уик-энд были забронированы 98% номеров, находящихся под управлением RBI PM.

«Сейчас отрасль восстанавливается за счет внутреннего туризма и постепенно возобновляющейся деловой активности, – комментирует Карина Шальнова. – Нам повезло: Петербург, фактически, must-see для россиян, поэтому этот процесс в нашем городе будет происходить быстрее. Уже сейчас мы видим динамический рост загрузки от недели к неделе».

Краткосрочные брони, практически полностью исчезнувшие в апреле, постепенно также возвращаются. «Люди снова планируют поездки, и «плечо бронирования» номеров становится длиннее: если в апреле путешественники принимали решение максимум за два дня до отъезда, то сейчас готовы что-то планировать уже в более долгосрочной перспективе, – рассказывает Карина Шальнова. – При этом пандемия показала очевидное преимущество апарт-отелей перед гостиницами: апартаменты всегда будут в выигрыше за счет того, что в них есть кухни, то есть они могут полноценно заменить дом, в них предусмотрена большая автономность».

Доходность для инвесторов сохраняется

В целом, в разгар пандемии рынок апарт-отелей просел почти в 3 раза: новые объекты во II квартале 2020 г. в продажу не выходили, а потенциальные покупатели замерли в ожидании, чем же обернётся кризис для отрасли. Чтобы оптимизировать предложение для инвесторов, многие девелоперы во время кризиса перестроили свою стратегию. Так, RBI PM ещё в середине февраля перевела в долгосрочную и среднесрочную аренду (от 1 месяца) 50% номерного фонда – и это решение позволило обеспечить доходность инвестиций.

Тем временем стоимость сервисных апартаментов комфорт-класса с начала года выросла примерно на 8% – до 147 000 рублей за кв. метр.

«Апартаменты вряд ли станут дешевле, это всегда популярный инвестиционный продукт с более высокой доходностью, чем многие другие инструменты. Может временно снизиться его доходность, но в любом случае она остаётся выше нуля, и инвестор не теряет свои доходы. Важно, что управляющая компания всегда может пересмотреть свою стратегию и уйти, например, в долгосрочный сегмент, который сохранит свои позиции в любой ситуации, в отличие от краткосрочной аренды», – утверждает генеральный директор RBI PM.